gototopgototop

Главное меню

Главная охраны труда

Брошура Оценка и управление профессиональными рисками

Охрана труда - Главная охраны труда

Оценка и управление профессиональными рисками

Использованы материалы Минтруда России

Оценка и управление профессиональными рисками

 

Профессиональный риск - вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Трудовой Кодекс Российской Федерации Статья 209

 

КАКОВЫ ЦЕЛЬ И МЕСТО ОЦЕНКИ И УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ РИСКАМИ В СИСТЕМЕ ОХРАНЫ ТРУДА

 

Целью оценки и управления профессиональными рисками является обеспечение безопасности и сохранение здоровья работника в процессе трудовой деятельности.

Место оценки и управления профессиональными рисками в системе охраны труда

Оценка и управление профессиональными рисками является составной частью системы управления охраной труда организации, направленной на формирование и поддержание профилактических мероприятий по оптимизации опасностей и рисков, в том числе по предупреждению аварий, травматизма и профессиональных заболеваний.

Оценка риска является частью процесса менеджмента риска и представляет собой структурированный процесс, в рамках которого идентифицируют способы достижения поставленных целей, проводят анализ последствий и вероятности возникновения опасных событий для принятия решения о необходимости обработки риска.

Управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков. (Трудовой Кодекс Российской Федерации, статья 209).

Оценка риска позволяет ответить на следующие основные вопросы:

  • какие события могут произойти и их причина (идентификация опасных событий);
  • каковы последствия этих событий;
  • какова вероятность их возникновения;
  • какие факторы могут сократить неблагоприятные последствия или уменьшить вероятность возникновения опасных ситуаций.

Кроме того, оценка риска помогает ответить на вопрос: является уровень риска приемлемым, или требуется его дальнейшая обработка? (ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011).

 

КАКИЕ ИМЕЮТСЯ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ И УПРАВЛЕНИЮ РИСКАМИ

 

Федеральным законом от 4 октября 2010 года N  265-ФЗ ратифицирована Конвенция МОТ об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (Конвенция N 187). В соответствии со статьей 3 данной Конвенции «Каждое государство-член содействует основополагающим принципам, таким как: оценка профессиональных рисков или опасностей; борьба с профессиональными рисками или опасностями в месте их возникновения; развитие национальной культуры профилактики в области безопасности и гигиены труда, которая включает информацию, консультации и подготовку».

В пункте 6 Рекомендации Конвенции установлено, что государства-члены МОТ должны содействовать применению системного подхода к управлению вопросами охраны труда, изложенному в Руководстве по системам управления охраной труда ILO-OSH 2001 (МОТ СУОТ:2001).

Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 (ILO-OSH 2001, IDT) «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования» позволяет использовать международный опыт обеспечения охраны труда в организациях России, а также реализовать положения Трудового кодекса и Конвенции МОТ N 187 о применении документа ILO-OSH 2001.

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию» принят с целью адаптировать положения межгосударственного стандарта ГОСТ 12.0.230-2007 применительно к национальным условиям.

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 12.0.010-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков» - определяет порядок оценки рисков, связанных с ущербом здоровью и жизни работника в процессе его трудовой деятельности, и может быть использован на различных уровнях - национальном, в отрасли экономики и промышленности, в организации и на отдельном рабочем месте.

Согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 1 марта 2012 года N 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков» в Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков входит «Проведение специальной оценки условий труда, оценки уровней профессиональных рисков».

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51897-2011/Руководство ИСО 73:2009 «Менеджмент риска. Термины и определения» содержит определения основных терминов в области менеджмента риска.

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 31000-2010 «Менеджмент риска. Принципы и руководство» подробно описывает систематический и логический процесс управления риском посредством его идентификации, его анализа и последующего оценивания, будет ли риск изменен воздействием, чтобы соответствовать установленным критериям риска. На протяжении всего этого процесса организации обмениваются информацией и консультируются с заинтересованными сторонами, а также наблюдают и анализируют риск и действия по управлению, которые изменяют риск для гарантии того, что какого-либо воздействия на риск в дальнейшем больше не потребуется.

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 «Менеджмент риска. Методы оценки риска» разработан в дополнение к ИСО 31000 и содержит рекомендации по выбору и применению методов оценки риска.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 июля 2012 г. N 154-ст утвержден Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007 «Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья Требования». Стандарт устанавливает общие требования к системе менеджмента безопасности труда и охраны здоровья (БТиОЗ), чтобы сделать организацию способной управлять профессиональными рисками. Применительно к аспекту оценки и управления профессиональными рисками, он устанавливает требования к процедуре и методологии идентификации опасностей и оценки рисков, а также приоритетность мер по снижению рисков, реализуемую при определении мер управления рисками или рассмотрении вопроса об изменении существующих мер.

Приказом Минтруда России от 19 августа 2016 года № 438н утверждено Типовое положение о системе управления охраной труда.

Система управления профессиональными рисками включена в Типовое положение о системе управления охраной труда, как составная часть системы управления охраной труда.





 

ЭТАПЫ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РИСКА

 

Этап 1 - гигиеническая оценка и установление класса условий труда по критериям Р 2.2.2006-05 Риск оценивают по категории 2 (подозреваемый).

Этап 2- анализ нормативно-технической документации на оборудование, технологические процессы, материалы и т.п., анализ литературы по условиям труда данной профгруппы (в т.ч. международных карт химической безопасности, листков опасности по профессиям, списков репротоксикантов и т.п.), а также привлечение имеющихся материалов - клинико-физиологических, лабораторных, экспериментальных и др., учет данных экспертиз, исследований, расследований.

По этим данным риск оценивают по категории 1Б (предполагаемый).

Этап 3 - анализ профессиональной заболеваемости.

Этап 4 - анализ результатов периодических медицинских осмотров.

Этап 5 - анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности, инвалидности, смертности и т.п. по специальным программам.

Этап 6 - верификация класса условий труда, определенного на этапе 1, с учетом данных, полученных на этапах 2 - 5.

Этап 7 - расчет индекса профзаболеваний.

Этап 8 - шкалирование полученных данных по ЗВУТ, инвалидности, смертности, другим показателям.

Этап 9 - расчеты величин относительного риска RR, этиологической доли EF, доверительных интервалов 95% CI.

Этап 10 - оценивание риска и определение категории доказанности риска.

Этап 11 - заключение.

Этап 12 - рекомендации.

 

Управление профессиональными рисками – механизм, позволяющий обеспечивать безопасность и улучшение условий труда на предприятии.

Система управления профессиональными рисками является частью системы управления охраной труда работодателя и включает в себя следующие основные элементы:

•   политика в области управления профессиональными рисками, цели и программы по их достижению;

•   планирование работ по управлению профессиональными рисками;

•   процедуры системы управления профессиональными рисками;

•   контроль функционирования системы управления профессиональными рисками;

•   анализ эффективности функционирования системы управления профессиональными рисками со стороны работодателя и его представителей.

Работодатель  должен  поддерживать в актуальном  состоянии  систему  управления профессиональными рисками  в соответствии  с  требованиями  настоящего  Положения по профрискам.

 

 

 

Образец

 

 

Положение

о системе управления профессиональными рисками

 

1.                 Общие положения

 

1.1.            Положение о системе управления профессиональными рисками (далее - Положение) устанавливает требования к построению системы управления профессиональными рисками у работодателя и процедурам управления профессиональными рисками.

1.2.            Настоящее Положение распространяется на работодателей (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) (далее - работодатель) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

1.3.  Система управления профессиональными рисками является частью системы управления охраной труда работодателя и включает в себя следующие основные элементы:

а) политика в области управления профессиональными рисками, цели и программы по их достижению;

б) планирование работ по управлению профессиональными рисками;

в) процедуры системы управления профессиональными рисками;

г) контроль функционирования системы управления профессиональными рисками;

д) анализ эффективности функционирования системы управления профессиональными рисками со стороны работодателя и его представителей.

1.4.  Работодатель  должен  поддерживать в актуальном  состоянии  систему  управления профессиональными рисками  в соответствии  с  требованиями  настоящего  Положения.

 

2.                 Требования к политике в области управления профессиональными рисками, целям и программам по их достижению

 

2.1.  Политика работодателя в области управления профессиональными рисками является частью политики работодателя в области охраны труда (далее – Политика).

Политика должна:

а) соответствовать видам деятельности, характеру и масштабам рисков Работодателя в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников;

б)  включать  обязательства  по  предотвращению  травм  и  ухудшения  состояния здоровья  работников, а также по постоянному улучшению системы управления профессиональными рисками;

 

 

в) включать  обязательства по обеспечению  соответствия  применимым к работодателю законодательным  и  другим нормативным  требованиям,  относящимся к существующим опасностям[1], возникающим при осуществлении деятельности и влияющим на обеспечение безопасных условий труда и здоровье работников;

г) регулярно анализироваться для обеспечения постоянного соответствия изменяющимся условиям, документироваться и поддерживаться в актуальном состоянии;

д) быть доступной всем работникам, включая работников подрядных организаций, и находиться в легкодоступных местах для ознакомления с ней.

2.2. Работодатель  устанавливает  цели  в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья для соответствующих видов деятельности и организационной структуры, обеспечивает их достижение и актуализацию.

Цели должны быть измеримыми (где это возможно) и согласованными с политикой в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья, включать обстоятельства, предотвращающие травмы и ухудшение состояния здоровья работников,  соответствовать законодательным, нормативным и иным требованиям, применимым к деятельности работодателя.

2.3.           Устанавливая  цели,  Работодатель  должен  учитывать свои технологические, финансовые, производственные возможности, а также оцененные риски.

2.4. Работодатель должен разработать, внедрить и поддерживать в  актуальном  состоянии Программы  для  достижения  целей в области управления профессиональными рисками (далее - Программы).

Программы  должны  включать:

а) установление  ответственности  и  полномочий  для  достижения  целей между отдельными специалистами и руководителями;

б) технологические, финансовые и производственные средства  для  достижения поставленных целей и временные пределы, когда надлежит достигнуть этих целей.

2.5.  Цели  и  программы системы управления профессиональными рисками  следует разъяснять работникам на соответствующих уровнях, в том числе при проведении   обучения, консультирования и т.п.

2.6.     Работодатель должен  регулярно  проводить анализ  выполнения  Программ на соответствующих уровнях,  и,  при необходимости, предпринимать меры по их корректировке.

 

 

 

3.      Требования к планированию работ по внедрению системы управления профессиональными рисками

 

3.1.           Работодатель должен планировать деятельность по формированию и внедрению системы управления профессиональными рисками. Планирование должно основываться на результатах анализа исходной информации, которая готовится на уровне работодателя и на уровне его подразделений, а также включать анализ следующей основной исходной информации:

а) данные по организационной структуре, штатной численности, видов деятельности организации, производимых работ на рабочих местах, данные о производственном процессе и оборудовании;

б) результаты анализа производственного травматизма;

в) результаты анализа профессиональных заболеваний;

г) результаты предварительных и периодических медицинских осмотров;

д) результаты проведенных ранее мероприятий по снижению рисков;

3.2. Работодатель должен назначить должностное лицо, ответственное за систему управления профессиональными рисками и наделить его обязанностями и правами, необходимыми для ее функционирования и поддержания в актуальном состоянии. Ответственный за систему управления профессиональными рисками должен представлять Работодателю отчет о функционировании системы для анализа ее функционирования и использования в качестве основы для улучшения системы.

3.3. Работодатель должен назначить должностных лиц, ответственных за проведение идентификации опасностей[2] и оценки рисков[3] на имеющихся у работодателя рабочих местах, и обеспечить создание групп (команд) по идентификации опасностей и оценки рисков.

3.4. Работодатель должен назначить должностных лиц, ответственных за проведение в организации внутреннего аудита[4] системы управления профессиональными рисками, и обеспечить создание группы специалистов для проведения на постоянной основе  внутреннего аудита и подготовки объективной информации работодателю для проведения анализа системы управления профессиональными рисками со стороны Работодателя.

3.5. Работодатель должен установить обязанности всех должностных лиц, на которых возложена ответственность по управлению рисками в структурных подразделениях, а также  в  зонах  выполнения  работ, с учетом законодательных, нормативных и других требований, применимым к организации.

3.6. Работодатель должен установить обязанности должностного лица, ответственного за организацию и проведение наблюдения за состоянием здоровья работников, как в рамках периодических медицинских осмотров (обследования), по оценке состояния здоровья работников для обнаружения и идентификации отклонений от нормы.

3.7. Работодатель при необходимости создает орган управления (координационный совет и т.п.), обеспечивающий проведение анализа функционирования системы управления профессиональными рисками и выработку взвешенных управленческих решений.

 

4.  Требования к организации и внедрению процедур системы управления профессиональными рисками

 

Работодатель в рамках системы управления профессиональными рисками должен обеспечить функционирование следующих процедур:

а) обучения и подготовки персонала;

б) идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков;

в) управления профессиональными рисками;

г) документирования системы управления профессиональными рисками;

е) информирования работников и их участия;

д) подготовки к аварийным ситуациям и реагирования на них.

 

4.1. Требования к процедуре обучения и подготовки персонала

 

4.1.1.   Обучение и (или) подготовка, а также другие планируемые мероприятия должны быть направлены как на достижение соответствия требованиям по компетентности[5], так и на повышение осведомленности персонала.

4.1.2.   Работодатель  должен  обеспечить,  чтобы  любое должностное лицо,  участвующее  в  принятии управленческих решений, которые  могут  повлиять  на профессиональную безопасность и здоровье  работников, являлось компетентным на  основе  соответствующего  образования и (или) подготовки, проводимой в соответствии с порядком, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

4.1.3.      Работодатель должен специально учитывать требования к компетентности для тех лиц, которые будут выполнять следующие функции:

а)  представители работодателя;

б)  выполнение идентификации опасностей и оценки рисков;

в)  выполнение работ по мониторингу системы управления профессиональными рисками[6];

г)  организация и проведение внутренних аудитов;

е) допуск персонала к работам, определенным при оценке профессиональных рисков,  как  связанные  с повышенной опасностью.

4.1.4.      Программы подготовки работников должны учитывать функции, выполняемые сотрудниками с учетом их ответственности и полномочий, а также действия работников внешних организаций[7]. Программы подготовки персонала должны включать в себя обучающий материал по следующим вопросам:

а)  порядок действий при возникновении аварийной ситуации, а также потенциальных последствиях отклонений от установленного технологического процесса;

б) последствия действий сотрудников и их поведения, связанные с профессиональными рисками для здоровья и безопасности;

в) необходимость выполнения обязательств и политики в области охраны труда, принятых работодателем, а также  процедур, установленных в рамках системы управления профессиональными рисками;

4.1.5.      Работодатель должен обеспечивать повышение осведомленности в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников внешних организаций.

 

4.2.            Требования к процедуре идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков

 

4.2.1.  Процедуры идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков должны учитывать:

а)  повседневную (стандартную,  обычную)  и  редко выполняемую деятельность работников, а также деятельность  работников внешних организаций,  имеющих  доступ  к  зоне  выполнения  работ;

в) человеческий фактор при выполнении профессиональной деятельности работниками (возможность операционной ошибки, утомление вследствие высокого напряжения, ошибки при часто повторяющихся действиях и др.);

г)  опасности,  выявленные, как вблизи, так и вне  зоны  выполнения  работ,  которые  способны неблагоприятно повлиять на здоровье и безопасность работников, включая работников внешних организаций;

е)  инфраструктуру,  оборудование  и  материалы,  находящиеся  в  зоне  выполнения работ, вне зависимости от того, кем они предоставлены;

ж) изменения  или  предполагаемые  изменения  видов деятельности и технологических процессов;

з) проекты зоны выполнения работ, технологические процессы, сооружения,  машины,  технологическое оборудование и организацию работ.

4.2.2.      Процедура идентификации опасностей должна обеспечивать выявление, идентификацию и описание всех имеющихся на рабочем месте опасностей с определением  потенциального ущерба безопасных условий труда и здоровья. Идентификация опасностей проводится в соответствии с Порядком оценки уровня профессионального риска, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

4.2.3.      Процедура оценки профессиональных рисков должна:

а) соответствовать сложности оцениваемой деятельности и возможным последствиям;

б) давать результаты в простой и понятной форме, обеспечивающей возможность прослеживаемости, воспроизводимости и использования для управления профессиональными рисками;

в) в случае сомнений в оценке профессионального риска, или когда предварительные оценки указывают на высокий риск, должны рассматриваться варианты оценки профессиональных рисков на основе проведения инструментальных и (или) лабораторных измерений, при проведении которых должны использоваться методы, предусмотренные действующими нормативными актами, а также поверенные в установленном порядке средства измерения;

г) при оценивании профессиональных рисков должны рассматриваться все возможные воздействия идентифицированных опасностей на здоровье и безопасность, а также учитываться характер воздействия опасностей по времени.

4.2.4.  Оценка профессиональных рисков должна осуществляться посредством сопоставления результатов анализа с критериями приемлемости рисков[8].

4.2.5.  Работодатель должен выявлять опасности и оценивать профессиональные риски для здоровья и безопасности работников, связанные с  осуществляемыми в организации изменениями в системе управления профессиональными рисками или в деятельности Работодателя в целом, до того, как эти изменения будут реализованы, и обеспечить учет таких оценок при выборе средств управления профессиональными рисками, отраженными в п. 4.3 Положения.

4.2.6.    Идентификация опасностей и оценка профессиональных рисков должны проводиться совместно Работодателем и Аттестующей организацией, обладающей компетентным  в соответствующих    методиках  и  технических  приемах идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков персоналом.

4.2.7.    Привлечение работников Работодателя к процессу идентификации опасностей  следует осуществлять в соответствии с п. 4.6 Положения.

4.2.8.    Работодатель  должен  документировать  выявленные опасности, результаты  оценки уровня профессиональных рисков и поддерживать эту информацию в актуальном состоянии в соответствии с Порядком оценки уровня профессионального риска, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

 

4.3. Требования к процедуре управления профессиональными рисками

 

4.3.1. Работодатель должен периодически анализировать результаты оценки профессиональных рисков для обоснования принимаемых управленческих решений, касающихся рисков.

4.3.2. При выборе средств управления профессиональными рисками или в случае планирования изменений  существующих средств управления должны рассматриваться  возможности  снижения профессиональных рисков в соответствии со следующей иерархией:

а) устранение риска;

б) замена одних рисков другими, менее значимыми;

в) применение технических средств снижения уровня риска;

г) применение  плакатов  и  предупреждающих  об  опасности  знаков  и (или) административных средств управления рисками;

д) применение средств индивидуальной защиты[9] (далее – СИЗ) персонала.

4.3.3. Для предотвращения угроз профессиональной безопасности в системе управления профессиональными рисками Работодатель должен применять ко всем видам деятельности и производственным процессам, связанными с опасностями, средства оперативного контроля[10] в соответствии со следующей их иерархией:

1) Изменение конструкции оборудования или технологий, направленные на предотвращение возникновения опасности или ее ликвидацию;

2) Применение средств сигнализации  (предупреждения)  о  существовании  опасности;

3) Применение организационных и обучающих мер управления;

4) Использование средств индивидуальной защиты (СИЗ).

4.3.4. Средства оперативного контроля применяются к следующим областям:

а) работы повышенной опасности (использование  методик, инструкций или  утвержденных методов работы в зонах повышенной опасности; применение необходимого оборудования; предварительная оценка на соответствие требованиям к работам повышенной опасности, обучение и др.);

б) применение опасных материалов (условия использования опасных материалов, включая информацию по применению аварийного оборудования; ограничения зон, в которых  допускается использование  опасных материалов;  безопасные условия хранения опасных материалов и контроль доступа; условия предоставления доступа к опасным материалам; экранирование опасных материалов и др.);

в)  использование оборудования и услуг (регулярное техническое обслуживание и ремонт оборудования, его проверка и испытание в целях предотвращения условий, угрожающих безопасности; проверка  состояния  зданий, сооружений, помещений  и  поддержание  в надлежащем состоянии пешеходных путей, управление движением; предоставление, контроль и техническое обслуживание средств индивидуальной  защиты, проверка и испытание систем защиты от падений, систем обеспечения электробезопасности, спасательного оборудования, системы блокирующих выключателей, оборудование  для обнаружения и тушения пожара, устройства для контроля облучения, системы вентиляции и др., а также погрузочно-разгрузочного оборудования (кранов, погрузчиков, лебедок и др. подъемного оборудования);   проверка полученных товаров, оборудования, услуг, и (периодическая) проверка их характеристик, относящихся к профессиональной безопасности и здоровью работников и др.);

г)  работники внешних организаций (определение критериев выбора подрядчиков;  сообщение требований безопасности и охраны труда подрядчикам; оценка и мониторинг профессиональной деятельности подрядчиков в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья; определение требований к посетителям; инструктаж и обучение; предупредительные вывески и наглядные средства предоставления информации;  мониторинг поведения посетителей и руководство их работой и др.);

д) общие меры:

поддержание порядка в помещении  и  техническое  обслуживание свободных дорожек для прохода;

поддержание  тепловой  окружающей  среды (температура,  качество воздуха);

поддержание в актуальном состоянии планов действий в аварийных ситуациях;

недопустимость злоупотребления  наркотиками  и алкоголем и т.п.;

программы  охраны  здоровья (программы  медицинского обследования и т.п.);

программы  обучения  и  повышения  осведомленности работников, включая работников внешних организаций, меры контроля допуска и др.).

4.3.5. Работодатель должен использовать превентивные меры управления профессиональными рисками (наблюдение за состоянием здоровья работника, осведомление и консультирование об опасностях и  профессиональных рисках на рабочих мест, инструктирование и обучение по вопросам системы управления профессиональными рисками и др.) и отдавать им предпочтение.

4.3.6. При реализации средств управления профессиональными рисками мероприятия должны быть направлены на выполнение законодательных, нормативных и других требований, применимых к работодателю.

4.3.7. Для эффективного выполнения мероприятий по управлению профессиональными рисками, работодатель должен использовать, как правило, сочетание различных мер, и не полагаться на одну единственную меру.

 

4.4.Требования к процедуре подготовки к аварийным ситуациям

и реагирования на них

 

4.4.1.Работодатель в рамках данной процедуры должен обеспечить:

а) выявление потенциально возможных аварийных ситуаций;

б) реагирование на такие аварийные ситуации (возникшие и тренировочные, в рамках практических занятий).

4.4.2. Работодатель должен реагировать на реально возникшие аварийные ситуации и

предупреждать или уменьшать связанные с ними неблагоприятные последствия для обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников. Для этого он должен, где это практически возможно, периодически проводить тренировочные (практические) занятия по обеспечению реагирования на аварийные ситуации, привлекая к этому, по возможности, соответствующие заинтересованные стороны.

4.4.3.      Работодатель должен периодически анализировать и, при необходимости, пересматривать свою подготовку к аварийным ситуациям и реагирования на них, в особенности после периодических тренировочных (практических) занятий, а также после имевших место аварийных ситуаций.

 

4.5. Требования к процедуре документирования системы управления профессиональными рисками

 

4.5.1. Работодатель  должен  поддерживать   соответствующую  текущему периоду времени документацию системы управления профессиональными рисками, достаточную для обеспечения доказательства того, что  данная система внедрена, поддерживается в актуальном состоянии и соответствует требованиям настоящего Положения.

4.5.2.      Документация системы управления профессиональными рисками должна включать:

а)  политику в области охраны труда и управления профессиональными рисками и цели в области управления профессиональными рисками;

б)  документацию выполнения требований настоящего Положения;

4.5.3. Работодатель должен поддерживать документацию в актуальном состоянии путем:

а)  утверждения документов на предмет их адекватности до их выпуска;

б) анализа, актуализации (при необходимости) и переутверждения документов;

в) обеспечения  идентификации изменений и статуса действующей в  настоящий момент редакции документов;

г) обеспечения  того,  чтобы  соответствующие  версии (редакции)  применимых документов находились в местах их использования;

д)  обеспечения  сохранности  документов  в  состоянии,  позволяющем  их прочитать и легко идентифицировать;

е)  обеспечения  того,  чтобы  документы,  определенные  Работодателем  как  необходимые  для  планирования  и функционирования  системы  управления профессиональными рисками,  могли быть получены и использованы;

ж) предотвращения непреднамеренного использования устаревших (вышедших из употребления) документов.

4.5.4. Работодатель в рамках данной процедуры  должен  обеспечить учет законодательных, нормативных и других требований по обеспечению безопасных условий труда и здоровья. При этом  информация о применимых к работодателю законодательных, нормативных и других требованиях должна постоянно актуализироваться и доводиться до работников и  работников внешних организаций и других заинтересованных лиц.

 

4.6. Требования к процедуре информирования работников и их участия

 

4.6.1. Для обеспечения эффективной работы системы управления профессиональными рисками, а также  использования процессов обмена информацией и консультаций в рамках функционирования системы, работодатель должен обеспечить:

а)  обмен информацией и консультирование в отношении рисков для безопасных условий труда и здоровья между различными уровнями и структурными подразделениями Работодателя, а также с работниками внешних организаций;

б) документирование   соответствующих  обращений  внешних заинтересованных сторон, а также ответа на них.

4.6.2.      В рамках информирования работников внешних организаций  Работодатель  должен  определить структуры и назначить ответственных исполнителей,  предназначенных для информирования  подрядчиков и посетителей  о  своих  требованиях  в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья. При этом информация  должна  соответствовать  опасностям  и  профессиональным рискам, связанным  с  выполняемой работой и предусматривать уведомление о последствиях невыполнения условий соответствия требованиям безопасности.

4.6.3.      Работодатель должен информировать работников внешних организаций об имеющихся средствах оперативного контроля (системы контроля прохода на территорию, наличие нарядно-допускной системы выполнения работ, и т.п.)

4.6.4.      Работодатель в рамках информирования работников внешних организаций должен быть установлен порядок, обеспечивающий проведение консультаций  на  месте выполнения работ.

4.6.5.      В  отношении  работников внешних организаций  обмен  информацией  должен включать как минимум:

а)  требования безопасности, относящиеся к посетителям;

б) процедуры эвакуации и реакция на сигналы тревоги;

в) контроль перемещения;

г) контроль доступа и требования по сопровождению;

д) средства индивидуальной защиты, которые необходимо применять (каски, защитные очки и т.п.).

4.6.6.      Работодатель должен создать условия для:

а)  вовлечения работников в деятельность в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья путем:

б) привлечения  их  к  идентификации  опасностей, оценке профессиональных рисков  и  выбору  средств управления профессиональными рисками;

в) привлечения их к проведению анализа несчастных случаев[11];

г) привлечения их к разработке и анализу политики и целей в области охраны здоровья и безопасности труда;

д) консультирования их по всем изменениям, которые могут повлиять на охрану их здоровья и обеспечение безопасности их труда;

е) привлечения  их  официальных  представителей[12] к  рассмотрению  вопросов охраны здоровья и безопасности труда.

ж)  консультирования работников внешних организаций в случае реализации каких-либо изменений, которые могут повлиять на обстоятельства, обеспечивающие охрану здоровья их работников и безопасность их труда.

4.6.7. Работники обязаны оказывать поддержку политике Работодателя в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья за счет ответственного выполнения  обязательств соблюдать требования охраны труда, установленные законами и иными нормативными правовыми актами, а также требования настоящего Положения.

4.6.8.  Работники должны правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты.

4.6.9.    Работники должны проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда.

4.6.10.   Работники обязаны содействовать наиболее полному выявлению источников опасностей и причин неправильных действий, участвовать в оценке рисков.

4.6.11.   Работники должны оказывать содействие проведению анализа несчастных случаев на производстве.

4.6.12.   Работники должны знать, кто является их полномочным представителем по вопросам безопасных условий труда и здоровья.

4.6.13.   Работники обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом случае травмирования, или об ухудшении состояния здоровья, в том числе о проявлении признаков острого заболевания (отравления), а также о выявленном у него профессиональном заболевании.

4.6.14.  Работники обязаны проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных трудовым законодательством России.

Работники несут ответственность за соблюдение выполнения порученных им работ (действий), регламентированных процедурами в рамках системы управления профессиональными рисками.

 

5.                  Контроль функционирования системы управления профессиональными рисками

 

5.1.   Работодатель должен обеспечить контроль функционирования системы управления профессиональными рисками посредством реализации процедур мониторинга и внутреннего аудита системы.

5.2.   Процедура мониторинга в системе управления профессиональными рисками включает в себя качественные и количественные измерения и оценки состояния выполнения требований  настоящего Положения, выполняемые с целью получения информации о состоянии и эффективности работы системы в целом. Мониторинг должен включать в себя следующие основные составляющие:

а) мониторинг условий труда и оценку профессиональных рисков;

б) мониторинг (расследование) несчастных случаев, ухудшения здоровья работников, болезней, профзаболеваний;

в) мониторинг несоответствий[13] в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников;

г) мониторинг Программ по достижению целей в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников;

д) мониторинг программ реабилитации работников и финансовых затрат, связанных с ущербом для здоровья и безопасности работников.

5.3. Внутренние  аудиты (проверки) системы управления профессиональными рисками направлены на определение соответствия требованиям настоящего Положения и оценку результативности системы в целом. Внутренний аудит (проверка) должен проводиться в соответствии с Программой аудита и критериями аудита[14].

5.4. В результаты внутреннего аудита (проверки) должны включаться свидетельства аудита (факты) подтверждающие выполнение или невыполнение требований настоящего Положения. Результаты внутреннего аудита должны быть использованы в анализе системы управления профессиональными рисками высшим руководством[15] с целью формирования корректирующих действий[16] по улучшению системы управления профессиональными рисками.

 

6.                  Требования к процедуре анализа эффективности функционирования системы управления профессиональными рисками со стороны работодателя и его представителей

 

6.1. Работодатель должен обеспечить анализ функционирования системы управления профессиональными рисками, входными данными для которого являются результаты мониторинга системы управления профессиональными рисками, аудитов и проверок, а также результатов предыдущего анализа со стороны работодателя и его представителей.

6.2.  Результаты  анализа  системы управления профессиональными рисками со  стороны  работодателя и его представителей должны  быть согласованными  с  обязательством  работодателя  относительно постоянного улучшения и включать все решения и действия, относящиеся к возможным изменениям политики, целей в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников, а также всех элементов системы управления профессиональными рисками.

 

7.      Требования к надзору и контролю

 

7.1.  Государственный надзор и контроль за соблюдением работодателем требований настоящего Положения осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами (государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации).

7.2.  Контроль за соблюдением работодателями требований Положения в подведомственных  организациях осуществляется в соответствии со статьями 353 и 370  Трудового кодекса Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также профессиональными союзами, их объединениями и состоящими в их ведении техническими инспекторами труда и уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда.

Требования к организации и внедрению процедур системы управления профессиональными рисками

 

Работодатель в рамках системы управления профессиональными рисками должен обеспечить функционирование следующих процедур:

•          обучения и подготовки персонала;

•          идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков;

•          управления профессиональными рисками;

•          документирования системы управления профессиональными рисками;

•          информирования работников и их участия;

•          подготовки к аварийным ситуациям и реагирования на них.

 

ВНИМАНИЕ: Данный образец Положения применим  для использования работодателями (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Уровень профессионального риска характеризует:

 

•   вероятность (частота для данной профессиональной группы работающих за определенный период времени) наступления страховых случаев, приводящих к утрате заработков из-за несчастных случаев на производстве;

•   виды (нозология) и продолжительность повреждения здоровья (утраты трудоспособности);

•   набор компенсационных выплат, медицинских и реабилитационных услуг, требующихся для конкретной профессиональной группы работающих.

При определении уровня профессионального риска оценка условий труда на рабочих местах по гигиеническим критериям является предварительной и должна дополняться оценкой фактического его воздействия на состояние здоровья работающих с использованием медико-статистических показателей уровней профессиональной  заболеваемости и тяжести их последствий.

 

Взаимосвязанные процедуры системы управления профессиональными рисками

 

1). Выявление, оценка и учет вредных и опасных факторов производственной среды (факторов профессионального риска).

2). Разработка и обоснование мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда.

3). Внедрение и контроль исполнения мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда.

4). Контроль факторов профессионального риска.

5). Подготовка  корректирующих действий.

 

[1]Источник,  ситуация  или  действие  с  потенциальным  вредом  в  виде  травмы  или ухудшения состояния здоровья либо их сочетания

[2]Процесс  признания  того,  что  опасность  существует,  и  определения  ее характеристик

[3] Процесс оценивания риска, связанного  с опасностью, принимающий во внимание полноту всех существующих средств управления и позволяющий решить вопрос о том, является ли риск приемлемым или нет

[4]Систематический,  независимый  и  документируемый  процесс  получения  «свидетельств аудита»  и их объективного оценивания для определения степени соответствия «критериям аудита»

[5] Проявленные личные качества и выраженная способность применять свои знания и навыки

[6] Процесс постоянного отслеживания показателей (результатов качественных и количественных измерений и оценок выполнения требований настоящего Положения) с целью получения информации о состоянии условий труда и  эффективности работы системы управления профессиональными рисками

[7] Работники и посетители, не состоящие в трудовых отношениях с Работодателем, на территории которого выполняется работа или другая деятельность

[8] Риск,  сниженный до  уровня,  который может поддерживать организация,  учитывая свои правовые обязательства и свою собственную политику в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья

[9] При применении средств индивидуальной защиты для обеспечения защищенности работника он должен быть информирован  о тех рисках, для защиты от которых его может защитить данное СИЗ; при применении СИЗ необходимо обеспечить  соответствие их существующим условиям труда на рабочем месте, а также правильное  использование и обслуживание СИЗ; при неправильном использовании или обслуживании СИЗ у работника может создаваться ложное чувство защищенности;  СИЗ могут создавать неудобства или быть вредными для здоровья или опасными для работы, т.е. являться дополнительным источником риска; СИЗ защищают только данного пользователя, в то время как  другие работники, оказывающиеся в этой рабочей зоне, остаются  незащищенными.

[10] Повседневная целенаправленная деятельность по предотвращению возникновения и ликвидации опасных ситуаций при выполнении производственных (технологических) процессов и действий

[11] Это связанное с работой событие(я),  которое  привело  к  травме, ухудшению состояния здоровья или смерти

[12] Работники должны быть информированы о возможностях их участия в деятельности по охране здоровья и безопасности труда,  включая  информацию  о  том,  кто  является  их  полномочным представителем по вопросам охраны здоровья и безопасности труда

[13]Невыполнение требования

[14] Совокупность политики, процедур или требований, используемых для сопоставления с ними свидетельств аудита

[15] Лицо или группа работников, осуществляющих направление деятель­ности и управление организацией на высшем уровне

[16] Действия  для  устранения  причины обнаруженного несоответствия или другой выявленной нежелательной (негативной) ситуации

 

 

Минтруд России и Ассоциация СИЗ приглашают принять участие в Международном форуме и XXIV Международной специализированной выставке средств индивидуальной защиты «Безопасность и охрана труда − 2020»

Охрана труда - Главная охраны труда

С 8 по 11 декабря 2020 года на площадке Экспоцентра в Москве пройдет Международный форум и  Международная специализированная выставка «Безопасность и охрана труда» (БИОТ−2020). Она продемонстрирует самые последние современные решения и наработки в сфере охраны труда и обеспечения безопасности работающего человека.

Как отметил возглавляющий оргкомитет БИОТ-2020 Министр труда и соцзащиты Антон Котяков, Форум пройдет с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических требований по предупреждению вирусных инфекций, установленных Роспотребнадзором.

В рамках деловой программы БИОТ-2020 пройдет  целый ряд сессий и панелей, в том числе в формате видео-конференц-связи, в которых примут участие руководители федеральных органов исполнительной власти – Минтруда России, Минпромторга России, Фонда социального страхования, Росстандарта, Роструда, Роспотребнадзора, а также руководители и топ-менеджеры крупнейших предприятий промышленности,  ведущие российские и зарубежные эксперты.

Организаторами БИОТ-2020 традиционно выступают Минтруд России и Ассоциация разработчиков, производителей и поставщиков средств индивидуальной защиты.

По возникающим вопросам участия в деловой программе БИОТ−2020 следует обращаться в контактный центр по телефону: +7 (495) 789-9-320,                                     e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript /, а также в управление государственной службы по труду и занятости населения Брянской области по телефону: 64-61-38.

Участие в БИОТ−2020 и мероприятиях деловой программы бесплатное, необходима регистрация на мероприятия (на официальном сайте БИОТ: http://biotexpo.ru/).

 

ПАМЯТКА Трудовые отношения, оформленные официально дают работнику право на:

Охрана труда - Главная охраны труда

  1. получение оплачиваемых больничных листов, оформление отпуска по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им 3-х лет, пособие по безработице и выходное пособие при увольнении по сокращению штата;
  2. защиту от производственного травматизма и профессиональных заболеваний; выплату пособия по временной нетрудоспособности; страховую выплату и возмещение дополнительных расходов пострадавшего на его медицинскую и социальную реабилитацию;
  3. получение социального или имущественного налогового вычета по НДФЛ за покупку жилья, обучение и лечение;
  4. пенсионное обеспечение: период работы без официального оформления трудовых отношений не будет включен в страховой стаж и за него не будет формироваться ИПК;
  5. исчисление льготного страхового стажа, который установлен для ряда категорий работников в целях досрочного получения страховой пенсии по старости.

В случае нарушения требований трудового законодательства граждане имеют право обратиться в Государственную инспекцию труда в Брянской области:

через портал «Онлайнинспекция.рф», находящийся на сайте Государственной инспекции труда в Брянской области;

с письменным заявлением лично;

направить письменное заявление по почте по адресу: 241050, г. Брянск,                        ул. Красноармейская, д. 60.

Это важно знать!

Требуемая продолжительность страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК)

в зависимости от года выхода на страховую пенсию по старости

(По данным ГУ – отделения Пенсионного фонда Российской Федерации

по Брянской области на основании Федерального закона от 28.12.2013         № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»)

год выхода на страховую пенсию по старости

Мужчины и женщины

Требуемая продолжительность страхового стажа

(страховая пенсия на общих основаниях)

Требуемая величина ИПК

(для всех видов страховой пенсии по старости)

2019

10 лет

16,2

2020

11 лет

18,6

2021

12 лет

21

2022

13 лет

23,4

2023

14 лет

25,8

2024

15 лет

28,2

2025 и последующие годы

15 лет

30

 


 

 

Региональный этап всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности – 2020»

Охрана труда - Главная охраны труда

Региональный этап всероссийского конкурса

«Российская организация высокой социальной эффективности2020»
Скачать: Заявление на участие

Скачать: Номинации конкурса 2020

Скачать: Порядок проведения конкурса 2020

Скачать: Критерии оценки

Скачать: Методические рекомендации

Скачать: ФОРМЫ

Правительство Брянской области приглашает принять участие в региональном этапе всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности – 2020».

Всероссийский конкурс «Российская организация высокой социальной эффективности» (далее − конкурс) проводится ежегодно в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.03.2009 № 265-р «Об изменении формата проведения всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности» и распоряжением Правительства Брянской области от 29.07.2013  № 127-рп «О проведении регионального этапа всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности».

Целью проведения конкурса является привлечение общественного внимания к важности социальных вопросов на уровне организаций и предприятий, демонстрация конкретных примеров решения социальных задач, а также стимулирование организаций и предприятий к заимствованию положительного опыта в данной области.

Проведение конкурса − это возможность для организаций продемонстрировать активную внутрикорпоративную политику, достижения по работе с персоналом, улучшению условий и охраны труда, развитию социального партнерства, формированию здорового образа жизни.

Конкурс проводится в два этапа: на федеральном и региональном уровнях с участием сторон социального партнерства. В 2020 году конкурс проводится по следующим номинациям:

 

Приоритетные задачи социальной политики

Наименование номинации

Развитие рынка труда и содействие занятости населения

За создание и развитие рабочих мест                                в организациях производственной сферы

За создание и развитие рабочих мест                                 в организациях непроизводственной сферы

Создание условий труда, позволяющих сохранить здоровье работников в процессе трудовой деятельности

За сокращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости                                в организациях производственной сферы

Развитие трудового и личностного потенциала работников

За развитие кадрового потенциала                                   в организациях производственной сферы

За развитие кадрового потенциала                                 в организациях непроизводственной сферы

Создание условий для ведения здорового образа жизни, распространение стандартов здорового образа жизни

За формирование здорового образа жизни                         в организациях производственной сферы

За формирование здорового образа жизни                        в организациях непроизводственной сферы

Распространение принципов социального партнерства, развитие новых форм социального партнерства

За развитие социального партнерства                             в организациях производственной сферы

За развитие социального партнерства                            в организациях непроизводственной сферы

Развитие малого предпринимательства

Малая организация высокой социальной эффективности

Содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций

За участие в решении социальных проблем территорий и развитие корпоративной благотворительности

Создание комфортных условий для работников, совмещающих трудовую деятельность с выполнением семейных обязанностей

За лучшие условия работникам с семейными обязанностями в организациях производственной сферы

За лучшие условия работникам с семейными обязанностями в организациях непроизводственной сферы

Содействие   занятости инвалидов

За трудоустройство инвалидов в организации

 

Участниками конкурса могут быть российские юридические лица (включая юридические лица с участием иностранного капитала) независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и осуществляемых видов экономической деятельности, а также их филиалы по согласованию с создавшими их юридическими лицами. Участие в региональном и федеральном этапах конкурса является  бесплатным.

Организация вправе подавать заявку на участие в региональном этапе конкурса по одной или нескольким номинациям. Заявки на участие в конкурсе подаются по каждой номинации отдельно.

Участие организаций в региональном этапе конкурса осуществляется на основе самовыдвижения либо по представлению объединений профсоюзов и работодателей при условии соответствия критериям допуска.

Организационно-техническое обеспечение проведения конкурса на региональном уровне осуществляет управление государственной службы по труду и занятости населения Брянской области.

Для участия в региональном этапе конкурса организация до 1 сентября 2020 года подает заявку в управление государственной службы по труду и занятости населения Брянской области (241037, г. Брянск, 1-й проезд Станке Димитрова, д.12).

Все документы заявки в обязательном порядке также формируются в электронном кабинете программно-информационного комплекса «Мониторинг проведения всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности» и награждения его победителей»  https://14-ot.rosmintrud.ru/user/sign_in (ПИК «Мониторинг», блок по оплате труда) в информационно-коммуникационной сети «Интернет».

С более подробной информацией можно ознакомиться на интерактивном портале управления государственной службы по труду и занятости населения Брянской области.

По вопросам участия в региональном этапе конкурса обращаться в управление государственной службы по труду и занятости населения Брянской области по телефону (4832) 64-61-38.
 

Внимание! Смотр-конкурс на лучшее состояние охраны труда в организациях Брянской области

Охрана труда - Главная охраны труда

Уважаемые работодатели!

В соответствии с Законом Брянской области «Об охране труда в Брянской области», постановлением администрации Клинцовского района № 8 от 10.01.2017 года «О внесении изменений в Положение о первом этапе областного смотра-конкурса на лучшее состояние охраны труда в организациях Брянской области» администрация района приглашает Вас принять участие в смотре-конкурсе на лучшее состояние охраны труда в организациях Брянской области.

Заявки принимаются до 15 февраля текущего года по адресу: г. Злынка, ул. Пл.Свободы, 35, 2 этаж.

Необходимые консультации по условиям конкурса можно получить по тел. 2-25-72.
 
Еще статьи...